Публикация в журнале "Компания", №24(661), 27.06.2011

На связи с «облаками»
Максим Логвинов

В начале июня компания Apple представила iCloud – набор «облачных» сервисов, работающих с приложениями на iPhone, iPad, iPod touch, Mac или PC и позволяющих автоматически сохранять контент в iCloud и так же автоматически передавать информацию в виде push-уведомлений на все устройства по беспроводному соединению. Пока этот сервис в основном ориентирован на рядовых пользователей, но в скором времени «в облака» могут перекочевать и бизнес-приложения для iPhone. Кстати, буквально за несколько дней до презентации iCloud Apple представила пакет приложений iWork для iPhone, ориентированный преимущественно на бизнес-аудиторию. «С каждым днем появляются все новые сервисы от вендоров, которые ориентированы в первую очередь на корпоративный сектор, – рассказывает генеральный директор группы компаний Dev-House Константин Куличенко. – Основная тенденция тут – это «облачные» технологии, позволяющие не хранить в своем мобильном устройстве практически ничего». Например, Microsoft Office Live – система, призванная составить конкуренцию уже завоевавшей популярность платформе Google Docs. Но перечисленными системами выбор на рынке не ограничивается. «Сегодня своим клиентам мы можем предложить уже запущенный «облачный» сервис www.htcsense.com, где как сотрудник, так и администратор могут видеть местонахождение телефона, удаленно блокировать его в случае кражи или утери и даже удалять все данные с телефона и карты памяти, если его уже невозможно вернуть», – говорит региональный директор НТС в России и странах СНГ Андрей Кормильцев. «Можно с уверенностью сказать, что переход на «облачные» вычисления и хранение данных станет крайне распространенным явлением в корпоративном секторе уже в ближайшее время. Тут стоит отметить, что развитие «облачных» технологий и развитие мобильных устройств в сторону максимизации их бизнес-функционала – это тесно связанные процессы, стимулирующие друг друга», – отмечает Константин Куличенко. Главные плюсы «облачных» систем – их очень просто использовать, они быстро работают, а синхронизация файлов пользователя с сервером станет обеспечивать их сохранность. Не надо будет думать об обновлении как системы, так и программ. Минимальное требование к «железу» должно повлиять на конечную стоимость устройства и сделать его привлекательным для пользователя. «Минусы – пока еще сомнительная безопасность при работе с данными, и речь идет даже не о запуске вредоносных программ, а о привязке к работе в Интернете и потенциальном несанкционированном доступе к личным данным пользователя. Ограничения на использование принтеров, USB-накопителей, необходимость в качественном интернет-соединении, возможные ограничения в выборе сервисов и программных продуктов могут стать препятствием для продвижения новой ОС и новой концепции», – предупреждает начальник отдела по работе с корпоративными клиентами ГК «Связной» Марта Леман.

Вопрос «железа»
«Облака» «облаками», но ведь корпоративному пользователю еще нужно определиться с выбором самого «железа», на котором все это будет работать, а именно с аппаратом мобильной связи. «Сталкиваясь с выбором мобильных устройств и систем для корпоративных нужд, руководители компаний чаще всего ориентируются на три основных фактора: наличие персональных скидок, связей с вендорами и поставщиками; собственный прошлый опыт; соотношение возможностей системы и стоящих задач», – перечисляет Константин Куличенко. Заместитель главы московского филиала Qualcomm Europe Inc. Михаил Крылов называет иные критерии отбора: «При выборе смартфона для корпоративных нужд наиболее важны следующие факторы: возможность пользования почтой, календарь с опцией планирования и конечно же легкость в интеграции с корпоративными системами». Уже сейчас большинство приложений и систем, используемых в корпоративном секторе, базируются на «облачных» вычислениях и постоянно соединены с Интернетом. Соответственно важны совместимость мобильной платформы с «облачными» приложениями, которые использует корпорация, и наличие постоянного интернет-соединения с достаточной скоростью. «Поэтому важнейшим фактором также является поддержка смартфоном широкополосного соединения и 3G, что позволит сотруднику при необходимости оставаться онлайн в любое время и в любом месте. С точки зрения работы системы важен фактор многозадачности и возможности быстрого переключения с одного приложения на другое, что должно обеспечиваться за счет достаточно производительного процессора и дружественного интерфейса операционной системы», – добавляет Михаил Крылов.
Кроме того, большинство корпоративных пользователей ценят возможность править, просматривать и создавать документы «на ходу», поэтому наибольшим спросом пользуются телефоны с большим и четким экраном, который бы правильно отображал цвета и позволял просматривать документы в формате excel, pdf и т.д. Растет и количество информации, хранимой на смартфонах, в связи с чем корпоративному устройству необходим слот для SD-карты, чтобы можно было сохранять на нем необходимые документы для их просмотра и редактирования. Но не забывают корпоративные пользователи обращать внимание и на цену: ведь им необходимо «вписаться в бюджет», резюмирует Марта Леман.

Мобильник для Босса
Мобильный телефон для корпоративных пользователей является не только многофункциональным устройством, но и вещью, подчеркивающей статус, если речь идет о топ-менеджерах. Обычно в компаниях существуют ценовые рамки для каждой категории служащих, устанавливаемые руководством. «В случае градации для простых сотрудников компании выбирают бюджетные модели Nokia или Alcatel (около 1000 руб.), для среднего звена, как правило, аппараты Nokia (5000 – 7000 руб.), для топ-менеджеров – смартфоны Apple, Nokia, Samsung стоимостью от 10 000 руб.», – делится опытом Марта Леман. «Обычно в компаниях существуют ценовые рамки для каждой категории служащих, которые устанавливает руководство, – соглашается Андрей Кормильцев. – Но все больше компаний, ориентированных на долгосрочный рост и развитие, внедряют комплексные IT-решения, позволяющие сделать бизнес более конкурентоспособным». IT-директор в данных коммерческих структурах имеет решающее слово при закупке мобильных устройств, а так как данные системы стоят достаточно дорого, то выбор смартфонов базируется, скорее, на параметрах, необходимых для правильной работы системы, чем на цене. Конечно, если речь идет о совместимости данных устройств с внутренними IT-системами компании или о необходимости работать со сложными и ресурсоемкими приложениями. Все остальные по-прежнему практикуют в первую очередь ценовую градацию. «Тут стоит отметить, что топ-менеджеры чаще всего используют два телефона: один для связи с корпоративными системами, а второй, выбранный в соответствии с индивидуальными вкусами, для бизнес-контактов», – добавляет Константин Куличенко. Кроме того, среди мобильных устройств, ставших непременными спутниками многих управленцев, сегодня уже прочно закрепились планшетные компьютеры. «Рабочее место руководителя» – очень востребованное на сегодняшний день приложение, позволяющее дистанционно осуществлять практически полное оперативное управление компанией, включая даже подпись документов», – резюмирует Константин Куличенко.

BlackBerry «вне конкуренции»
Несколько лет назад корпоративные мобильные телефоны в России в первую очередь ассоциировались с продукцией компании Blackberry. Тогда еще услуга защищенного мобильного доступа к рабочей почте у нас была в диковинку. Напомним, что Blackberry дает возможность работать с корпоративной информационной системой на уровне почтового сервера: с его помощью можно получать и отправлять электронную почту, работать с календарем и заметками корпоративной почтовой системы и автоматически синхронизировать их с рабочим компьютером, просматривать вложенные файлы форматов .doc, .xls, .ppt, .pdf, .jpg, .gif и т.д. «В то же время некоторые российские корпоративные пользователи отмечают, что продукция Blackberry не удовлетворяет их потребности в полной мере. Так, многим необходимо работать в корпоративной информационной системе – совершать операции в учетных и CRM-системах, работать с бухгалтерскими программами и т.п.», – рассказывает Марта Леман. «Успех Blackberry на западных рынках, по моему мнению, заключается в хорошо продуманном комплексном продукте, созданном для определенной аудитории. Пользователям Blackberry, помимо стандартного телефонного функционала, нужны быстрый доступ в Интернет, гарантированный почтовый сервис и безопасность, – рассуждает Андрей Кормильцев. – В России, конечно, существует аудитория, имеющая аналогичные запросы, но пока ее доля крайне мала». Большинству пользователей мобильных устройств в нашей стране прежде всего необходимы максимальная поддержка Microsoft Exchange и мгновенное получение почты. Именно поэтому в России аппараты Blackberry, несмотря на сотрудничество с операторами, широкого распространения не получили, хотя используются в отдельных компаниях. «Blackberry мы продаем очень ограниченному кругу клиентов. Объем продаж невелик, и он, как правило, определяется политикой компании», – констатирует Марта Леман. Покупка телефона для сотрудника может основываться на его желании в рамках бюджета и на желании компании в соответствии с корпоративной политикой. Компаний, перешедших на Blackberry, не так много, и в основном они работают напрямую с операторами. «По нашему опыту, сами сотрудники Blackberry не выбирают никогда», – заключает эксперт.

Android наступает
До 2011 года большинство корпоративных клиентов отдавали предпочтение Windows phone-устройствам, так как ранее подавляющее число решений разрабатывалось только под эту платформу, но теперь с увеличением популярности Android-устройств системные интеграторы начали предлагать решения для бизнеса, ориентированные и под эту платформу. «Причины выбора платформы Android – это прежде всего простота написания программ, необходимых для каждой конкретной компании, и распространенность данной платформы, позволяющая найти устройства практически в любом ценовом диапазоне», – указывает Андрей Кормильцев. «Первое место пока что с большим отрывом от любых конкурентов занимает Windows Mobile за счет открытости системы, длительного существования ее на рынке, наличия широких возможностей для создания приложений и сходства мобильного варианта платформы с настольным», – рассказывает Марта Леман. Относительно перспективным в этом же отношении она считает iPhone, но с поправкой на то, что это система с закрытым кодом и разработать корпоративные продукты под нее несколько сложнее. Все остальные мобильные платформы в принципе не могут считаться сколько-ни¬будь удобным решением именно для бизнеса в аспектах создания мобильных клиентов из-за неразвитости (Blackberry) или негибкости (Symbian OS) SDK и «сырости» самих версий операционных систем (Android OS), считает эксперт.
Тем не менее весьма активно развивается корпоративное направление и ОС Android. Для этой платформы 2011 год стал приоритетным при продвижения корпоративных решений. Так, в ОС Android 2.2 был обновлен API-интерфейс для ряда управленческих функций, появилась возможность удаленного стирания данных, а также поддержка Microsoft Exchange. Заявлена дополнительная поддержка решений по шифрованию данных. API предусматривает возможность работы с аппаратными устройствами шифрования, такими как чип-ключи или смарт-карты. В системе также предусмотрена возможность создания из смартфона под управлением Android полноценного Wi-Fi-хотспота, чтобы пользователи других устройств могли применять его в качестве интернет-шлюза. Сейчас эту возможность не поддерживают ни Blackberry, ни Symbian, ни Windows Phones 7, ни iOS.

Перспективно, но мало
Говоря о перспективах корпоративного рынка, Андрей Кормильцев признает, что этот сегмент в России пока находится в самом начале своего развития, поэтому результаты не сопоставимы с объемами продаж конечным потребителям. Но при этом корпоративный сегмент показывает впечатляющую динамику, которую не могут не учитывать производители телефонов. Обычно производители работают не напрямую с конечными клиентами, а имеют в пуле своих партнеров системных интеграторов, которые и реализуют конкретные IT-решения для клиентов. Данная схема удобна как корпоративному клиенту – он может закупить, интегрировать, адаптировать и обслуживать все оборудование с помощью одной компании, так и производителю.
Что касается непосредственно мобильных платформ, то их виртуализация позволяет запускать несколько ОС одновременно. Еще в 2009-м компания VMware представила программное обеспечение для одновременного запуска на коммуникаторах и смартфонах двух операционных систем – Symbian OS и Android OS и Windows Mobile и Android OS. Сегодня существуют даже прототипы подобных устройств, но до массового рынка они доберутся не раньше 2012 года. «Виртуализация будет интересна пользователям топовых коммуникаторов, близких по своим характеристикам к планшетам или субноутбукам», – считает Марта Леман.

Директора НТС в России и странах СНГ Андрей Кормильцев:
Основными факторами, влияющими на выбор смартфона в дополнение к телефонному функционалу, являются:
• возможность полноценного использования устройства в качестве переносного мобильного офиса (почта, поддержка Microsoft Exchange, работа с офисными документами);
• возможность (а также простота и оперативность) установки дополнительных программ, разработанных внутри компании;
• возможность удаленного контроля через своего системного администратора за действиями, совершаемыми с телефона, и возможность удаленного ограничения функционала устройства, установки программ и удаления информации с телефона;
• цена имеет также немаловажное значение, но не является приоритетом при выборе смартфона.