СПО в России и в мире

Автор: 
Александра Фенина

Использование свободного программного обеспечения при проектировании ИТ-систем для организаций уже стало общемировой тенденцией. Скоро этот тренд станет актуальным и в России. Попробуем разобраться, чем объясняется растущая популярность открытых технологий и есть ли у них недостатки.

Для начала немного статистики:

  • По данным Vox, портала Центра исследования экономической политики (www.voxeu.org), сектор отрытого ПО вырос в среднем с 500 проектов в 2001 году до 4500 в 2007 г.
  • По данным IDC, рост рынка СПО в среднем составляет 22% в год, к 2013 году рынок достигнет отметки в 8,1 млрд. долл.
  • По данным Gartner, СПО в том или ином виде используют 85% компаний, 15% компаний планируют в ближайшее время начать разработку на основе СПО.

Программное обеспечение с открытым кодом за последний год получило гораздо большее распространение, чем ожидалось. Как отмечают аналитики, свободное ПО все чаще включается в корпоративные стратегии крупных компаний, которые традиционно являлись приверженцами использования проприетарных решений.

Почему же и коммерческие, и государственные организации выбирают открытые технологии?

1. Невысокая стоимость внедрения ИТ-решений
В кризис многие компании столкнулись с неободимостью сокращать свои издержки, в том числе и на ИТ-системы. А СПО позволяет это сделать - за счет отсутствия лицензионных платежей. Причем без ущерба качеству и удобству ИТ-решения.
2. Безопасность
С точки зрения безопасности СПО ничем не хуже проприетарного ПО, а по некоторым параметрам и превосходит его.
3. Возможность самостоятельной настройки
СПО предполагает доступность кода для изучения и внесения необходимых модификаций. Это значит, что при наличии соответствующего специалиста организация может самостоятельно подстраивать программный продукт под свои требования.
4. Свобода от вендора программного обеспечения
При приобретении проприетарного решения организация вынуждена постоянно обращаться к поставщику, даже если ей необходимо внести несложные изменения. Причем такие изменения могут вылиться в дополнительные расходы. СПО позволяет модифицировать решение самостоятельно.

Таким образом, главными причинами обращения компаний к открытым технологиям являются финансовые мотивы: снижение стоимости владения системой и более быстрая разработка. Кроме того, многие компании рассматривают такой шаг как инвестиции в защиту от зависимости от конкретного вендора.

Однако, хотя открытые технологии представляют собой удобное и недорогое решение, нужно признать, что у них есть и определенные недостатки.

СПО-продуктам часто требуется серьезная доработка или как минимум настройка. Это, во-первых, отталкивает от них те компании, которые не имеют ресурсов на проведение такой работы. Однако всегда существует возможность заказать такую доработку сторонней компании. Но организации, которые в принципе готовы это сделать, опасаются, что небольшая компания, осуществившая такую доработку, попросту исчезнет.

На самом деле, эти недостатки не имеют отношения к самим СПО-продуктам. Это, скорее, следствие непродуманности действий самих компаний. Например, по данным аналитиков, четкую стратегию перехода на открытое ПО имеет менее трети организаций, собирающихся осуществить такой переход. Конечно, в этом случае компании могут столкнуться с серьезными последствиями. По мнению Gartner, прежде чем переходить на свободное ПО, нужно оценить множество рисков, в том числе связанных с поддержкой систем.

Таким образом, так называемые недостатки СПО-продуктов можно нейтрализовать, если осуществлять процесс перехода к ним, основательно подготовившись (что справедливо вообще для любого проекта, не только ИТ). Например, можно использовать следующий алгоритм действий:

1. Сравнить функциональность открытого продукта с коммерческими аналогами;
2. Оценить экономическую рациональность использования открытых технологий (сравнить возможную экономию, увеличение эффективности с затратами на внедрение и поддержку системы);
3. Оценить возможные риски внедрения свободного ПО;
4. Изучить план развития продукта;
5. По возможности самостоятельно протестировать продукт;
6. Изучить компании, выполняющие внедрения продукта в России.